|
|
|
|
|
|
|
Тепловые процессы в технике №11 за 2013 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера
- Расчет течения вдоль пучка цилиндров при наличии локальных завихрителей потока А. А. Матюшенко, А. В. Гарбарук(Санкт-Петербугский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург;e-mail: alexey.matyushenko@gmail.com), 482
С использованием нестационарных уравнений Рейнольдса URANS и различных полуэмпирических моделей турбулентности в рамках программного пакета ANSYS FLUENT исследовано течение вдоль пучка цилиндров при наличии локальных завихрителей потока. Показано, что как дифференциальная (ω-RSM), так и алгебраическая (WJ-BSL-EARSM) модели рейнольдсовых напряжений при расчете такого течения не имеют преимуществ перед SST моделью с поправкой на кривизну линий тока (SST-CC). Высокая точность расчета SST-CC URANS подтверждается хорошим согласием с результатами, полученными с использованием метода крупных вихрей с пристеночным RANS моделированием (WMLES), и с экспериментальными данными. Ключевые слова: ядерный реактор, дистанционирующие решетки, турбулентность, численное моделирование.
- Стабилизированное течение термовязкой несжимаемой жидкости в плоском канале П. Т. Зубков1,2, А. Н. Лумпова1, Э. Е. Сон2(1Тюменский государственный университет, Тюмень;e-mail: pzubkov@utmn.ru2Московский физико-технический институт (государственный университет), Москва), 487
Проведено численное исследование стабилизированного течения жидкости в плоском канале с вязкостью, зависящей от температуры. Ключевые слова: несжимаемая жидкость, плоский канал, турбулентность.
- Теплоэнергетическая эффективность поверхности каналов, образованных различными комбинациями плоских и профильных пластин со сфероидальными элементами рельефа А. А. Анисин, А. К. Анисин(Брянский государственный технический университет, Брянск;e-mail: anisinaa@gmail.com), 492
С использованием экспериментальных данных по теплоотдаче и аэродинамическому сопротивлению выполнено сравнение теплоэнергетической эффективности поверхности профилированных воздушных каналов модельных теплообменников с компоновками теплоотдающих водяных элементов, состоящих в одном варианте из контактирующих профильных пластин с двухсторонними сфероидальными выступами и впадинами с шахматным или коридорным расположением, в другом — из гладкой и профильной контактирующих пластин, а также теплоотдающей поверхности прямоугольных гладких каналов с турбулизирующими профильными пластинами-вставками с указанными схемами расположения сфероидальных выштамповок. Показана возможность использования опытных компоновочных вариантов плоскопрофильных пластинчатых элементов при разработке и создании теплообменников с улучшенными эксплуатационными и массогабаритными характеристиками. Ключевые слова: теплоэнергетическая эффективность, плоскопрофилированные каналы, дистанционирующие пластины-турбулизаторы, сфероидальные элементы.
- Эффективный коэффициент теплопроводности композита при неидеальном тепловом контакте волокон и матрицы B. C. Зарубин, Г. Н. Кувыркин, И. Ю. Савельева(Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва;e-mail: Fn2@bmstu.ru), 501
Построена математическая модель переноса тепловой энергии в волокнистом композите с учетом неидеального теплового контакта между волокнами и матрицей. Получены оценки эффективного коэффициента теплопроводности такого композита, в том числе с применением двойственной формулировки вариационной задачи стационарной теплопроводности в неоднородном твердом теле. Проведенный параметрический анализ позволил установить области применения найденных оценок, которые могут быть использованы для прогноза эффективного коэффициента теплопроводности композитов, в частности, модифицированных наноструктурными элементами. Ключевые слова: композит, армирующее волокно, неидеальный тепловой контакт, эффективный коэффициент теплопроводности.
- Тепловое состояние корпусов турбины при пассивной системе охлаждения В. П. Крупин1, Ш. А. Пиралишвили2, С. М. Пиотух1, А. Н. Поткин1(1ОАО «НПО «Сатурн», г. Рыбинск;e-mail: krupin.v.p@rambler.ru, stanislav.piotuh@npo-saturn.ru, oksanapotkina@rambler.ru2Рыбинский государственный авиационный технологический университет им. П. А. Соловьева, г. Рыбинск;e-mail: piral@list.ru), 507
Рассмотрен опыт ОАО «НПО «Сатурн» по расчету теплового состояния корпусов турбин современных ГТД с системами управления радиальными зазорами. Ключевые слова: радиальный зазор, теплогидравлическая модель, диафрагма, контактный теплообмен, излучение.
- Моделирование температуры в парогазовом канале при электронно-лучевой сварке Е. С. Саломатова, Д. Н. Трушников, В. Я. Беленький(Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь;e-mail: weld-katy@mail.ru), 514
Приведена модель расчета температуры в парогазовом канале при электронно-лучевой сварке стали 15Х1М1Ф. Температура определяется из условия баланса гидростатического давления и давления паров в парогазовом канале. Полученные данные свидетельствуют о том, что при электронно-лучевой сварке стали толщиной 7 мм температура в канале ~3000 K. Ключевые слова: электронно-лучевая сварка, термодинамические расчеты, давление пара в канале, сталь 15Х1М1Ф, интегральная температура в канале проплавления, поверхностное натяжение.
- Применение вихревых труб в системах тепловой защиты от обледенения А. А. Соколова, А. А. Шайкина(Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьева, Рыбинск;e-mail: ana_fuz@rambler.ru), 519
Проведено экспериментальное исследование и численное моделирование гидродинамических и тепломассообменных процессов, протекающих в модельных цилиндрических каналах вихревых энергоразделителей. Рассмотрена возможность повышения эффективности антиобледенительной системы элементов конструкции двигателей летательных аппаратов за счет использования эффекта энергоразделения и повышения коэффициента теплоотдачи внутреннего течения от встроенных в защищаемую систему малоразмерных вихревых труб. Ключевые слова: эффективность, вихревая труба, закрутка, эффект Ранка, коэффициент теплоотдачи, тепловая защита.
- Влияние внешних конструктивных элементов на аэродинамику модели автобуса И. Г. Дударева1, Ю. В. Жукова1, И. Г. Кухарчук1, А. Д. Чорный1, И. В. Ивченко2, В. Н. Пожиток2, С. В. Харитончик2(1Институт тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова НАН Беларуси, Минск;e-mail: julia_zhukova@rambler.ru2Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, Минск), 524
Средствами компьютерного моделирования определены факторы, непосредственно влияющие на взаимодействие движущегося автобуса и его элементов (фронтальная и задняя стенки корпуса, крыша с водоотводящей канавкой, передняя маска со световыми приборами, зеркала заднего вида) с набегающим воздушным потоком. Проведен расчет составляющих аэродинамического сопротивления движению с выработкой рекомендаций по улучшению аэродинамических свойств рассмотренной перспективной модели автобуса. Ключевые слова: численное моделирование, аэродинамические характеристики, коэффициент сопротивления давления, коэффициент сопротивления трения, вихревые структуры.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|